Компания
Услуги
Отрасли
Опыт
События
Контакты
МОСКВА: +7 /495/ 787-71-77
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: +7 /812/ 676-61-62
карта сайта обращение с сайта
поделиться ссылкой
распечатать
ПОДЕЛИТЬСЯ:
выслать ссылку по почте
перейти на страницу в linkedin
перейти на канал youtube
ЧТО ТАКОЕ SCM (SUPPLY CHAIN MANAGEMENT)
Что такое SCM (Supply chain management)

Что такое SCM, или управление цепочкой поставок

Supply Chain Management: обсуждение цепочек поставок

Любая бизнес-деятельность, связанная с перемещением продукта от момента создания до передачи в руки покупателя, является частью цепочки поставок. В нее входят в том числе разработка продуктов, производство, распространение, финансовый менеджмент и логистика. 

Эффективная стратегия предприятия, заинтересованного в улучшении обслуживания клиентов и повышении конкурентоспособности, — объединить все процессы создания стоимости в одну консолидированную бизнес-функцию и оптимизировать их на каждом этапе. Для решения этой задачи и необходимо создание системы SCM (Supply Chain Management) — управления цепочкой поставок.

Что такое SCM

Концепция SCM исходит из двух идей.

Во-первых, любой продукт попадает к потребителю в результате сложения усилий нескольких предприятий. Это и есть цепочка поставок, которая включает все виды деятельности, людей, организации, информацию и ресурсы, необходимые для продвижения продукта от изготовителя до конечного пользователя. Например, в сфере потребительских товаров в нее входят сырье, производство, упаковка, складирование, доставка и розничная торговля. 

Во-вторых, хотя цепочки поставок образуются естественным образом, еще недавно предприятия фокусировались только на том, что происходит на их собственной территории. Мало кто брал в расчет, а тем более стремился управлять всеми звеньями цепи, что делало ее малоэффективной.

Управление цепочками поставок — это управление потоком товаров и услуг, которое включает весь путь превращения сырья в конечный продукт. Это комплекс процессов, который позволяет координировать все элементы механизма: организовать планирование, исполнение и контроль потоков сырья и материалов, этапов производства, логистики и сервиса. В конечном итоге SCM помогает обеспечить наличие нужного товара в нужное время в нужном месте, а значит — лучше удовлетворить запрос клиента при минимальных затратах. 

Главная задача SCM — выстроить каналы для взаимодействия между организацией, поставщиками и потребителями. Эта работа ведется в нескольких направлениях:

  • анализ рыночного спроса и предложения на рынке, выбор продуктов, которые отвечают запросам потребителей;

  • оперативная обработка заказов;

  • планирование и организация поставок, которая исключит как дефицит, так и избыток продукции на складах и полках;

  • формирование стабильных и долгосрочных отношений с партнерами по снабжению и сбыту. 

Чтобы сделать управляемым весь цикл закупки сырья, производства и дистрибуции, SCM должно охватывать шесть ключевых областей:

  • производство — предприятие определяет, что и как будет производить;

  • поставки — при выстраивании цепочки поставок предприятие решает, какие этапы оно реализует самостоятельно, а для каких привлекает сторонние компании;

  • расположение — где будут находиться производственные площади, склады, источники поставок;

  • запасы — управление запасами призвано застраховать от дефицита, возникающего из-за опозданий в поставках или роста спроса;

  • транспортировка — действия в этом направлении зависят от локации участников цепи и выбранной политики в области запасов и сервиса. Они составляют большую долю всех затрат на снабжение и прямо влияют на соблюдение сроков поставок;

  • информация — от отлаженности каналов обмена информации зависит возможность координировать планы и контролировать потоки между участниками цепи.

В разных компаниях внедрение SCM имеет свои особенности в зависимости от сферы деятельности, политики взаимодействия с партнерами и клиентами. Однако можно выделить принципы, которые используют большинство предприятий:

  • потребителей сегментируют с учетом различной потребности;

  • логистическую сеть ориентируют на клиентов;

  • проводят анализ спроса и планируют производство на его основе;

  • разрабатывают стратегию цепи снабжения;

  • стремятся привлекать новые каналы дистрибуции.

Внедрение SCM влечет за собой существенные изменения, которые влияют на разные аспекты деятельности предприятия. Часть из них связана с персоналом: приходится посвящать больше времени заполнению клиентских данных, повышать скорость работы. Наиболее значительные трансформации необходимы в технологическом обеспечении деятельности компании: качественное управление цепочкой поставок невозможно без формирования единого информационного поля, сбора данных и их анализа, автоматизации процессов.

Функции SCM

Схема Supply Chain Management

Эффективное управление цепочками поставок SCM дает организации несколько значимых преимуществ.

  • Снижение затрат

Координируя процессы между поставщиками, организация может более динамично реагировать на потребности клиентов, сокращая при этом эксплуатационные расходы. Например, управление на основе спроса удерживает от перепроизводства, что снижает затраты  не только на рабочую силу и сырье, но и на управление запасами и транспортные расходы.

  • Повышение качества продукта

При отлаженных партнерских связях по всей цепочке компании легче контролировать качество, отслеживать дефекты на разных этапах и работать над их исправлением.

  • Повышение качества сервиса

SCM минимизирует вероятность того, что востребованный продукт закончится и станет недоступен для покупателей. При этом оптимизация цепочки поставок ускоряет доставку и позволяет отслеживать статус заказов, что также важно для современных клиентов.

  • Использование активов

Благодаря управлению цепочкой поставок организации могут с максимальной эффективностью использовать активы, такие как производственное или транспортное оборудование. За счет выпуска продукции в соответствии с потребностями удается уменьшить «лишний» износ средств производства.

  • Устойчивость цепи поставок

За счет прозрачности производственно-сбытовой цепи компания может заранее узнавать о возможной нехватке сырья или падении продаж определенного продукта и предпринять действия, чтобы минимизировать проблемы с исполнением заказов и снижение прибыли. Управляемость позволяет быстрее и легче подстраиваться под форс-мажорные обстоятельства или колебания рынка.

  • Конкурентное преимущество и увеличение дохода

В конечном итоге, когда компания использует технологии SCM, ее продукты с большей вероятностью дойдут до покупателей и удовлетворят их ожидания. И кроме того, если производство оптимизировано и настроено на выпуск ровно того количества товаров, которое будет востребовано, дополнительные ресурсы можно направить на разработку новых изделий, расширение ассортимента и продажу дополнительных товаров и услуг.

По оценкам аналитиков, качественное внедрение SCM может принести значимый эффект по всем основным параметрам операционной деятельности:

Рост прибыли 

5-15%

Снижение стоимости и сроков обработки заказа

20-40%

Ускорение вывода продукта на рынок

15-30%

Уменьшение издержек в закупках

5-15%

Сокращение складских запасов

20-40%

Снижение производственных затрат

5-15%



Таким образом, грамотно выстроенная SCM система управления позволяет быстрее доставлять товары, обеспечивать доступность продуктов, сокращать проблемы с качеством и управлять возвратами. В конечном итоге она максимизирует ценность как внутри организации, так и для клиентов, и создает для компании конкурентное преимущество на рынке.


Этапы управления цепочкой поставок

Supply Chain Management - этапы планирование цепочек поставок

Процесс управления цепочкой поставок состоит из пяти шагов, необходимых для создания и доведения до потребителя качественных продуктов и услуг — в срок и в рамках установленных бюджетов. SCM помогает предприятиям установить четкие планы по закупке ресурсов, созданию и доставке продукции, а также поддержанию позитивных отношений с потребителями.

  1. Планирование

Чтобы обеспечить наличие запасов для всего производственного процесса, компании необходимо проанализировать спрос, разработать план потребности в сырье и материалах, рассчитать объем производства и требования к системе дистрибуции. Также а этом этапе необходимо определить, какие ресурсы и операции будут производиться самостоятельно, а какие — с привлечением сторонних исполнителей, и сформулировать требования к ним. Ключевой проблемой, о которой стоит помнить, является колебание спроса, которое может повлиять на доступность ресурсов и требуемый объем поставок. 

  1. Закупки

Далее необходимо оценить и выбрать поставщиков, которые могут предоставить необходимые материалы и услуги в рамках бюджета и наиболее эффективным способом. Основное внимание уделяется тому, чтобы найти ресурсы, соответствующие производственным требованиям, и обеспечить их поступление в нужные сроки без сбоев и неоправданных издержек. Сюда же относятся сопутствующие процедуры: заключение контрактов с поставщиками, организация входного контроля сырья, складское хранение.

  1. Производство

При производстве конечного продукта необходимо обеспечить его соответствие требованиям потребителей (качество) и объему спроса (количество). Этот этап включает в первую очередь изготовление, контроль и упаковку продуктов. К сопутствующим процессам относится управление производственными мощностями и ресурсами, постоянные улучшения производственного процесса, внутренняя логистика.

  1. Доставка

Обеспечение бесперебойной доставки продуктов прямо влияет на удовлетворенность клиентов и имидж бренда. Этот процесс состоит из нескольких ключевых систем: 

  • управление заказами (ведение клиентской базы, учет заказов, ведение базы данных по товарам и ценам); 

  • управление складом (комплектация заказов, упаковка, этикеровка);

  • управление транспортировкой (регулирование товаропотоков, координация, контроль и обеспечение качества доставки).

  1. Возврат

Помимо доставки, важно обеспечить поддержку клиентов, особенно в отношении возврата товаров и продуктов. Этот этап, также называемый «обратная логистика», включает ряд процедур: оценка состояния товара, оформление возврата, логистика, направление на переработку или уничтожение. Беспрепятственный процесс возврата или обмена так же значим, как и процесс доставки, так как существенно влияет на впечатление клиента от взаимодействия с компанией.

Организации могут подходить к SCM по-разному в зависимости от своих целей, особенностей рынка и продуктов, которые они поставляют. Каждую из пяти фаз можно улучшить, полагаясь на стратегии, характерные для каждой из них: ресурсное представление (RBV), анализ транзакционных издержек (TCA), управление материальной логистикой (MLM), планирование требований к материалам (MRP), полное управление качеством (TQM), конкуренция по времени (TBC), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) и т.д.

Даже хорошо отлаженные цепочки поставок необходимо постоянно контролировать и оценивать. Используя ряд метрик, компания может сфокусироваться на важных операциях и улучшить существующие процессы. Наиболее критические показатели связаны с соответствием нормативным требованиям и выполнением договорных обязательств. Остальные позволяют измерять и повышать эффективность, улучшать обслуживание и увеличивать прибыль.

Основные показатели включают:

  • Совершенные заказы: процент безошибочных заказов

  • Время цикла оплаты: количество дней между оплатой сырья и получением оплаты за конечный продукт.

  • Время цикла заказа: время от получения заказа до доставки продукта.

  • Скорость выполнения: процент заказов, доставленных в соответствии с заказом.

Для оценки цепочки поставок существуют сотни метрик. Задача предприятия — найти наиболее показательные для конкретной отрасли и конкретного бизнеса.

Автоматизация SCM

Как программное обеспечение SCM способствует оптимизации и повышению производительности цепочки поставок?

Если решение SCM не внедрено, предприятию приходится использовать несколько точечных решений для управления поставщиками, денежными средствами, запасами и другими ключевыми областями. Полноценное решение SCM позволит управлять всем в одном приложении.

Использование специализированного ПО значительно улучшает видимость всего процесса цепочки поставок. Это помогает бизнес-подразделениям принимать обоснованные решения в отношении запасов, а руководству — оптимизировать целевые показатели на основе предыдущих заказов и финансовых данных, повышая общую производительность цепочки поставок. Кроме того, улучшается обслуживание клиентов, которые могут отслеживать свои заказы в режиме реального времени.

Не менее важно и то, что SCM система становится общекорпоративным средством коммуникации. Она позволяет отделам внутри организации действовать централизованно, используя одни и те же данные, что значительно увеличивает эффективность.  

Автоматизированные системы предлагают инструменты, которые помогают управлять всем процессом SCM. Качественное ПО обычно включает возможность отслеживать спрос, координировать сеть поставок и планировать производство. Возможны функции для подробного планирования, поиска поставщиков и управления взаимодействием с ними, а также аналитика, которая поможет контролировать логистику цепочки поставок. SCM собирает в одном пространстве множество элементов: поставщики, перевозчики, возвраты, склады, розничные продавцы, производители и клиентов в одном месте. И тем самым упрощают управление ими за счет повышения эффективности, прозрачности и точности. 

Итак, управление цепочкой поставок — это целая стратегия, которая значительно влияет на деятельность компании. Грамотное управление приносит ценные преимущества в виде снижения издержек и оптимального распределения ресурсов. Тогда как ошибки и сбои на разных этапах могут обойтись дорого, приведя к задержкам поставок, проблемам с качеством и репутацией. 

Возможности SCM-решений создают огромный потенциал, позволяя менеджменту взаимодействовать в режиме реального времени со всеми участниками цепи. Как результат, с помощью SCM организация может предвидеть проблемы, динамически корректировать цены, повышать качество продуктов, сервиса и удовлетворенность клиентов.